Previous Entry Share Next Entry
О разнице в подходах к выбору целей и методик преподавания начинающим юристам
ilya_shevchenko
А ведь действительно, парни, чем отличаются ваши занятия?

В конечном счёте разницу в подходах на примере можно продемонстрировать следующим образом. В ответ на вопрос, каковы последствия несоблюдения формы сделки, чаще всего в течение 0.8 секунды из студента выстреливает ответ "Сделка считается недействительной". Почти всегда именно так. Проверьте. И обычно в таком случае преподаватель предметник фиксирует, что этот ответ неправильный. Далее находится или даётся правильный ответ. И всё. Нужно запомнить. На следующем занятии воспроизводим. Значит запомнил. Значит усвоил. Ставим плюсик. Точка.

Однако в той же ситуации вместо/кроме запоминания можно заняться кое-чем ещё. Преподаватель, занимающийся порядком в размышлении и рассуждении его подопечных, эту ситуацию видит как удачу. И в ней он не даст правильный ответ. Зачем? Ведь всё только начинается, это точка для старта.

Он спросит. Спросит о том, как у его молодого коллеги за столь короткий промежуток времени возник именно вот такой вот ответ. А далее он спросит: 1. возник ли ответ сам собой; 2 или же молодой коллега его вывел сам, представив его во вне именно как вывод - результат? И если это всё же вывод, то далее преподаватель спросит, откуда и как вывод был выведен, на основе чего сделан? И если вопрос о последствиях несоблюдения формы сделки - это вопрос из области юридического (абстрактного), а не фактического (чувственного), то основываясь на какой именно норме права коллега делал вывод о недействительности сделки? Ах, оказывается не из какой. Ладно. Бывает. Но ведь всё же что-то появилось, ибо вслух был дан ответ. Откуда? Как? И если коллега не может объяснить, то снова встаёт вопрос, был ли это вывод на самом деле, или всё же ответ возник в голове сам собой независимо от воли носителя головы, минуя его разум и этап размышления? Да. Скорей именно так, начинает рефлексировать ученик. Значит это не был вывод. Это была неуправляемая реакция на среду. Это был рефлекс. Очень злобный и вредный рефлекс, который заставляет в ответ на любой непонятный и недослушанный вопрос в течение 0.8. секунды дать уверенный ответ. Как Вы думаете, спрашивает преподаватель, может ли вот так рефлекс вместо вас решать правовую задачу, когда подобный вопрос встаёт, например, в суде? Конечно нет, отвечает студент. А как тогда надо бы? Давайте теперь попробуем ещё раз, но по другому, в соответствии с правилами рассуждения и юридического размышления, выслушав вопрос, поняв его, выискав и проанализировав необходимую информацию, сконструировав ответ как результат мысли.

Вот примерно так строится сократический диалог в ситуации, когда в нашу задачу входит прочистка оснований утверждений студента и нащупывания способа поиска решения профессиональной задачи, который и есть ключевая педагогическая задача. В самых стандартных профессиональных ситуациях. Вот чем мы занимаемся в основном. На любом занятии. На любом предмете. На любой дисциплине. Ибо без этого порядка любой знание правильных ответов и любого права превращается в бездеятельностную бессмыслицу.
И вот почему один кейс можно разбирать целый семестр. Не 8 штук за семинар, а один за семестр.

P.S. Откуда у обычного студента обычного юридического ВУЗа эта привычка отвечать на любой вопрос предельно быстро, часто ещё до того, как он сформулирован? Есть предположение. Школа. Лучший в классе тот, кто отвечает всегда: 1. Правильно. 2. Быстрее всех. И неуспевающим тормозом маркируется тот, кому нужно осмыслить вопрос и подумать над ответом. И совсем уж можно попасть в немилость у стандартной учительницы, если хоть бы раз в неделю говорить "Марья Ивановна, кажется тут не хватает условий" или "кажется тут есть два способа или несколько оснований для ответа, а значит один правильный ответ не получается и домашка не имеет решения". Решай давай, есть тут правильный ответ и условий достаточно. Или ты тут самый умный?
Лариса Александровна, кажется я нащупал некоторые следы школы.

Да. Мы начинаем серьёзно экспериментировать с правилом "Ответ раньше чем через 5 секунд после вопроса запрещён". И как оказалось, это для студента то ещё мучение. Потому что он как автомат продолжает мгновенно выплёвывать ответ на вопрос любой сложности.

Всем доброй ночи.

?

Log in

No account? Create an account