Previous Entry Share Next Entry
Три ядровые педагогические задачи
ilya_shevchenko
В конечном счёте получается, что ключевая педагогическая задача - умение решать проблемы/задачи, в каком-то смысле преодолевать трудности и препятствия. От самых простых, до чрезвычайно сложных. Начиная от каждодневных бытовых, заканчивая профессиональными. Отсюда и знать нужно для того, чтобы мочь. И учить нужно для того, чтобы смог. И цель каждого предметника должна лежать не в учебном предмете, а там дальше.

В этом смысле непонятная задачка по математике интересна не тем, что ты нашёл/угадал/списал  правильный ответ, за который получил пятёрку. А тем, что ты, преодолев себя, нашёл способ решить проблему. И тогда уже плевать на пятёрку. Главное, что смог. И вот эту запредметность нужно рефлексировать с учеником отдельно. Чтобы в итоге уловить закономерности преодоления себя и закономерности решения проблем.

Я иногда ради шутки пробую что-то подобное со своими детьми и студентами. Прихожу на занятие, студенты ждут у двери - ключа нет. Конечно я могу сходить за ключём сам. но тогда пропадёт классный материал. Ставлю задачу добыть у охранника ключ, когда нет старосты и студенческого и ключ взять по нет никакой возможности. По инструкции, по крайней мере. Это невозможно, говорят они мне. Тогда вы неэффективны и неинтересны, говорю им я. Забудь про не могу, целься в задачу, ищи способ, делай.

Неважно, добыли он ключ или нет. Около часа дальше можно обсуждать, что и почему было сделано, всё ли было сделано, так ли было сделано и т.д. Обсуждать и делать пометки, чему ещё надо бы подучиться, чтобы быть эффективным.

При добывании ключа охранника нельзя бить, пытать, грабить и т.д. Иными словами всегда есть рамка возможного действия. А есть граница, за которую переходить нельзя. И этому служит право и этика. Вот здесь находятся их место.

И ещё. Всякий раз принимая решение мы на чём то основываемся. Дабы направленное на решение проблемы действие было продуктивным, оно должно быть обоснованным. Если ты не рискуешь, то у тебя должно быть достаточное основание. И это ещё одна ключевая педагогическая задача - уметь получать данные и "ими рассуждать" таким образом, чтобы чтобы появлялось основание для решения.


В итоге получается, что все предметы, которыми напичкан любой учебный план школы, колледжа, университета, в системе должны быть направлены не сами в себя, а в:
1. Умение решать проблемы/задачи.
2. Умение получать основание.
3. Умение быть в рамке.

Третье, впрочем, можно легко растворить во втором. А второе затем в первом. кстати.
Вот так в сегодняшнем мире я вижу три ядровые педагогические задачи любого образования, что выше детсадовского. Да и карапузам с детства неплохо бы к этому привыкать. Папа, здесь нет червей для рыбалки, я не знаю где их искать, всё я больше не могу. Вот она ситуация! Нет Лёва, давай-ка вместе подумаем, как бы нам так сделать, чтобы черви для рыбалки у нас всё-таки появились.
Всем хорошего дня.

?

Log in